Неточные совпадения
— Если хочешь знать всю мою исповедь в этом отношении, я скажу тебе, что в вашей ссоре с Сергеем Иванычем я не беру ни той, ни другой
стороны. Вы оба неправы. Ты неправ более
внешним образом, а он более внутренно.
«Я должен объявить свое решение, что, обдумав то тяжелое положение, в которое она поставила семью, все другие выходы будут хуже для обеих
сторон, чем
внешнее statu quo, [прежнее положение] и что таковое я согласен соблюдать, но под строгим условием исполнения с ее
стороны моей воли, то есть прекращения отношений с любовником».
«Дронов выпросит у этого кота денег на газету и уступит ему женщину, подлец, — окончательно решил он. Не хотелось сознаться, что это решение огорчает и возмущает его сильнее, чем можно было ожидать. Он тотчас же позаботился отойти в
сторону от обидной неудачи. — А эта еврейка — права. Вопросами
внешней политики надобно заняться. Да».
Так. Но ведь не планета же он в самом деле — и мог бы уклониться далеко в
сторону. Стройно действующий механизм природных сил мог бы расстроиться — и от
внешних притоков разных противных ветров, толчков, остановок, и от дурной, избалованной воли.
Раб вечно ощущает насилие над собой со
стороны внешнего, и для него все
внешнее — чуждое.
Необъятные пространства, которые со всех
сторон окружают и теснят русского человека, — не
внешний, материальный, а внутренний, духовный фактор его жизни.
Тут же можно было видеть серебристо-белые пушки ломоноса с мелкими листьями на длинных черешках, отходящих в
сторону от стебля; крупный раскидистый гречишник, обладающий изумительной способностью приспосабливаться и процветать во всякой обстановке, изменяя иногда свой
внешний вид до неузнаваемости; особый вид астры, растущей всегда быстро, и высокую веронику, выдающую себя большим ростом и соцветием из белых колосовидных кистей.
Вечером мне удалось уговорить их провести нас за Сихотэ-Алинь, к истокам Вай-Фудзина [Вай-чу-цзинь —
внешний Фу-цзинь, текущий в
сторону, обращенную к морю.].
Позади фанзы и несколько в
стороне была большая груда дров, аккуратно наколотых, но еще аккуратнее сложенных в круглый штабель, по
внешнему виду похожий на стог сена.
Если оно возбуждается исключительно
внешним предметом,
внешним доводом, оно мимолетно и охватывает только одну свою частную
сторону жизни.
Во всем современно европейском глубоко лежат две черты, явно идущие из-за прилавка: с одной
стороны, лицемерие и скрытность, с другой — выставка и étalage. [хвастовство (фр.).] Продать товар лицом, купить за полцены, выдать дрянь за дело, форму за сущность, умолчать какое-нибудь условие, воспользоваться буквальным смыслом, казаться, вместо того чтоб быть, вести себя прилично, вместо того чтоб вести себя хорошо, хранить
внешний Respectabilität [благопристойность (нем.).] вместо внутреннего достоинства.
Так как действительно нравственного начала во всем этом нет, то и место лица в той или другой
стороне определяется
внешними условиями состояния, общественного положения.
Со
стороны внешней должен еще сказать.
Должно быть, было что-то особенное в этой минуте, потому что она запечатлелась навеки в моей памяти и с внутренним ощущением, и с
внешними подробностями. Кто-то во мне как бы смотрел со
стороны на стоявшего у ворот мальчика, и если перевести словами результаты этого осмотра, то вышло бы приблизительно так...
Значит, в процессе познания
внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания; следовательно, знание о
внешнем мире есть процесс, одною своею
стороною разыгрывающий в мире не-я (материал знания), а другой
стороной совершающийся в мире «я» (сравнивание)».
Преступления почти у всех ужасно неинтересны, ординарны, по крайней мере со
стороны внешней занимательности, и я нарочно привел выше Рассказ Егора, чтобы читатель мог судить о бесцветности и бедности содержания сотни рассказов, автобиографий и анекдотов, какие мне приходилось слышать от арестантов и людей, близких к каторге.
Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого
внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но
внешнею, официальною
стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую
сторону.
В преступлении они понимают только
внешнюю, юридическую его
сторону, которую справедливо презирают, если могут как-нибудь обойти.
На одной
стороне в соответствующей графе были прописаны имя, отчество и фамилия Любки и ее профессия — «проститутка», а на другой
стороне — краткие извлечения из параграфов того плаката, который он только что прочитал, — позорные, лицемерные правила о приличном поведении и
внешней и внутренней чистоте.
Ежели вообще даже
внешняя перемена в обычной жизненной обстановке неудобно отражается на человеческом существовании, то тем тяжелее действует утрата отношений, имеющих дружеский характер, особенно если одною из
сторон эта утрата принимается равнодушно.
Он хвалил направление нынешних писателей, направление умное, практическое, в котором, благодаря бога, не стало капли приторной чувствительности двадцатых годов; радовался вечному истреблению од, ходульных драм, которые своей высокопарной ложью в каждом здравомыслящем человеке могли только развивать желчь; радовался, наконец, совершенному изгнанию стихов к ней, к луне, к звездам; похвалил
внешнюю блестящую
сторону французской литературы и отозвался с уважением об английской — словом, явился в полном смысле литературным дилетантом и, как можно подозревать, весь рассказ о Сольфини изобрел, желая тем показать молодому литератору свою симпатию к художникам и любовь к искусствам, а вместе с тем намекнуть и на свое знакомство с Пушкиным, великим поэтом и человеком хорошего круга, — Пушкиным, которому, как известно, в дружбу напрашивались после его смерти не только люди совершенно ему незнакомые, но даже печатные враги его, в силу той невинной слабости, что всякому маленькому смертному приятно стать поближе к великому человеку и хоть одним лучом его славы осветить себя.
Подчиненные, видя одну эту
внешнюю, оскорбительную для себя
сторону, уже за ней, большею частью несправедливо, не предполагают ничего хорошего.
Желая показаться ему с самой лучшей и выгоднейшей для своей репутации
стороны, Бизюкина еще с утра была озабочена тем, как бы ей привести дом в такое состояние, чтобы даже
внешний вид ее жилища с первого же взгляда производил на приезжих целесообразное впечатление.
Люди эти утверждают, что улучшение жизни человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей сознания, уяснения и исповедания истины, а вследствие постепенного изменения общих
внешних условий жизни, и что потому силы каждого отдельного человека должны быть направлены не на сознание и уяснение себе и исповедание истины, а на постепенное изменение в полезном для человечества направлении общих
внешних условий жизни, всякое же исповедание отдельным человеком истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со
стороны власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения обществу деятельность.
И вот, с одной
стороны, люди, христиане по имени, исповедующие свободу, равенство, братство, рядом с этим готовы во имя свободы к самой рабской, униженной покорности, во имя равенства к самым резким и бессмысленным, только по
внешним признакам, разделениям людей на высших, низших, своих союзников и врагов, и во имя братства — готовы убивать этих братьев [То, что у некоторых народов, у англичан и американцев, нет еще общей воинской повинности (хотя у них уже раздаются голоса в пользу ее), а вербовка и наем солдат, то это нисколько не изменяет положения рабства граждан по отношению правительств.
Но переходят люди на
сторону христианства не одним только этим внутренним способом, а еще и другим,
внешним способом, при котором уничтожается постепенность этого перехода.
— Помилуйте! теперь такое время… с одной
стороны, земские учреждения, с другой
стороны,
внешние и внутренние неурядицы…
Разобрать это отношение
внешней формы к внутренней силе уже нетрудно; самое главное для критики — определить, стоит ли автор в уровень с теми естественными стремлениями, которые уже пробудились в народе или должны скоро пробудиться по требованию современного порядка дел; затем — в какой мере умел он их понять и выразить, и взял ли он существо дела, корень его, или только внешность, обнял ли общность предмета или только некоторые его
стороны.
Спешим прибавить, что композитор может в самом деле проникнуться чувством, которое должно выражаться в его произведении; тогда он может написать нечто гораздо высшее не только по
внешней красивости, но и по внутреннему достоинству, нежели народная песня; но в таком случае его произведение будет произведением искусства или «уменья» только с технической
стороны, только в том смысле, в котором и все человеческие произведения, созданные при помощи глубокого изучения, соображений, заботы о том, чтобы «выело как возможно лучше», могут назваться произведениями искусства.; в сущности же произведение композитора, написанное под преобладающим влиянием непроизвольного чувства, будет создание природы (жизни) вообще, а не искусства.
С одной
стороны, приличия, с другой — обыкновенное стремление человека к самостоятельности, к «творчеству, а не списыванию копий» заставляют поэта видоизменять характеры, им списываемые с людей, которые встречались ему в жизни, представлять их до некоторой степени неточными; кроме того, списанному с действительного человека лицу обыкновенно приходится в романе действовать совершенно не в той обстановке, какой оно было окружено на самом деле, и от этого
внешнее сходство теряется.
Начать не инстинктом, не по
внешним наталкиваниям, не с скорбным метаньем во все
стороны, не с темным предчувствием, а с полной нравственной свободой.
Упомянув сначала о запрещении 1796 года, указ продолжает: «Но как, с одной
стороны,
внешние обстоятельства, к мере сей правительство побудившие, прошли и ныне уже не существуют, а с другой — пятилетний опыт доказал, что средство сие было и весьма недостаточно к достижению предполагаемой им цели, то по уважениям сим и признали мы справедливым, освободив сию часть от препон, по времени соделавшихся излишними и бесполезными, возвратить ее в прежнее положение…» Далее, после разрешения вновь заводить вольные типографии и печатать в них всякие книги с освидетельствованием Управы благочиния, в указе повелевается — «цензуры всякого рода, в городах и при портах учрежденные, яко уже ненужные, упразднить» (П. С. З., № 20139).
Таким образом, если уж и можно обращать внимание на народные различия с этой
стороны, то не иначе, как в строгой, последовательной, неразрывной связи рассматривая
внешнее распространение знаний и внутреннюю их обработку в сознании народа.
Строго говоря, поэтическое чувство есть почти во всяком человеке. Чрезвычайно трудно найти таких грубых и холодных людей, на которых ничто не производило бы впечатления, которые были бы равнодушны ко всему на свете. Но в обыкновенных людях чувство это проявляется очень слабо и нередко заглушается разными житейскими расчетами и обстоятельствами. В поэте же оно развивается весьма сильно, является господствующим над другими
сторонами души и выражается очень ярко, несмотря на все
внешние препятствия.
Неоспоримо, что
внешние условия жизни Востока издревле влияли и все еще продолжают влиять на человека в
сторону угнетения его личности, его воли. Отношение человека к деянию — вот что определяет его культурное значение, его ценность на земле.
Эта бедность и неопределенность образов, эта необходимость повторять самого себя, это неуменье обработать каждый характер даже настолько, чтобы сообщить ему соответственный способ
внешнего выражения, — все это, обнаруживая, с одной
стороны, недостаток разнообразия в запасе наблюдений автора, с другой
стороны, прямо говорит против художественной полноты и цельности его созданий…
Мы привели это стихотворение потому, что в нем довольно удачно определяется, с какой именно
стороны грозит человеку нравственная гибель, при враждебных обстоятельствах
внешних, среди пошлости окружающей жизни.
Объект религии, Бог, есть нечто, с одной
стороны, совершенно трансцендентное, иноприродное,
внешнее миру и человеку, но, с другой, он открывается религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием.
Духовная телесность не связана пространственностью [Даже расширение опыта в
сторону оккультизма дает уже преодоление пространственности: «астральное» тело не связано пространством, на чем основана возможность «астрального выхождения», появления двойников и разные телепатические явления.], как границей, а потому
внешняя форма должна уступить здесь форме внутренней, однако же ощутимой и осуществляемой образно и телесно.
Гольдская фанза по
внешнему виду похожа на китайскую. Это четырехугольная постройка с двускатной крышей. Остов ее состоит из столбов, пространство между ними, кроме тех мест, которые предназначены для окон и дверей, заполнено ивовыми прутьями и с обеих
сторон обмазано глиной. Крыша тростниковая, а чтобы траву не сорвало ветром, нижние слои ее также обмазаны глиной, верхние прижаты жердями.
Километрах в семи от реки Гинугу на самом берегу моря стоит коническая сопка, своим
внешним видом напоминающая сахарную голову. С правой
стороны ее есть небольшой красивый водопад, а слева — широкая полоса прибоя, заваленная каменными глыбами. Некоторые из них скатились в море, образовав нечто вроде маленькой бухточки, защищенной от волнения. Мы воспользовались ею и высадились на берег. Вандага велел вытащить лодки подальше от воды на гальку. Здесь мы стали устраивать бивак.
Люди с таким ложным взглядом на свою науку никак не хотят признать того, что их исследованиям подлежат только некоторые
стороны жизни, но утверждают, что вся жизнь со всеми ее явлениями будет исследована ими путем
внешнего опыта.
Если бы было прежде всего признано понятие жизни в его центральном значении, в том, в котором все его понимают, и потом было бы ясно определено, что наука, сделав от этого понятия отвлечение всех
сторон его, кроме одной, подлежащей
внешнему наблюдению, рассматривает явления с одной этой
стороны, для которой она имеет свойственные ей методы исследования, тогда бы было прекрасно и было бы совсем другое дело: тогда и место, которое заняла бы наука, и результаты, к которым бы мы приходили на основании науки, были бы совсем другие.
Это тогдашнее любимое местопребывание подозрительного Иоанна было окружено со всех
сторон заставами с воинской стражей, состоявшей из рядовых опричников, а самый
внешний вид жилища грозного венценосца, с окружавшими его постройками, по дошедшим до нас показаниям очевидцев, был великолепен, особенно при солнечном или лунном освещении. Опишем вкратце это, к сожалению, не сохранившееся чудо зодчества того времени.
Суворов был, как мы знаем, всегда и в одинаковой степени глубоко верующим человеком и исполнительным сыном церкви, но под старость сделался еще строже в обрядовой
стороне и вообще во
внешнем благопочитании, особенно в селе Кончанском. Видя для себя закрытой практическую военную деятельность, он решился уединиться в монастырь и отдаться Богу.
Он пошел по селу по тому направлению, где около церкви, в
стороне от крестьянских изб, кстати сказать, по их
внешнему виду, указывавших на довольство их обитателей, виднелся небольшой домик сельского священника, любимого и уважаемого не только крестьянами села Отрадного, но и крестьянами соседних сел, отца Иосифа.
Эта тогдашняя столица грозного царя была окружена со всех
сторон заставами с воинской стражей, состоявшей из рядовых опричников, а самый
внешний вид жилища Иоанна, с окружавшими его постройками, по дошедшим до нас показаниям очевидцев, был великолепен, особенно при солнечном освещении.
Брак для него имел значение, главным образом,
внешнее, он рассматривал его с физической
стороны.
Внешняя политика должна была преследовать более широкие цели, чем прежде. Она сосредоточилась на двух задачах уже не местного московского значения. Это, с одной
стороны, «восточный вопрос» того времени — уничтожение татарского ига, с другой — вопрос западноевропейский: борьба с Польшей.
Внутреннее разъединение мира падшего и грешного имеет обратной своей
стороной внешнее соединение в стихии рода.